К основному контенту

Иллюзия плана автономии для Западной Сахары

С момента своего представления в 2007 году при поддержке Франции предложенный Марокко план автономии для Западной Сахары вызвал значительную критику, породив множество вопросов о его достоверности и истинных намерениях. Этот план, изложенный всего на трех с половиной страницах, больше напоминает инструмент пропаганды, чем серьезное предложение по разрешению столь сложного конфликта.

Предложение без достоверности

Одной из главных претензий к этому плану является его поверхностность. Как можно урегулировать конфликт такого масштаба с помощью столь краткого документа? Более того, этот план никогда не был представлен Фронту Полисарио, единственному легитимному представителю народа Сахары, признанному ООН в своих многочисленных резолюциях (в частности, резолюциях 34/37 1979 года и 35/19 1980 года). Отказ от прямого диалога отражает явное пренебрежение к сахравийцам и их неотъемлемому праву на самоопределение.

Юридическое противоречие: как Марокко может предлагать автономию?

Ключевой вопрос, который часто игнорируется, заключается в том, что Марокко не обладает суверенитетом над Западной Сахарой. Этот регион классифицируется ООН как «несамоуправляющаяся территория», ожидающая процесса самоопределения. Как Марокко может предлагать автономию народу на территории, на которую у него нет законных прав? Суверенитет над Западной Сахарой принадлежит исключительно народу Сахары, что делает предложение Марокко юридическим и этическим противоречием.

Стратегия обхода

Вместо того чтобы вступить в искренний диалог с сахравийцами, основными заинтересованными сторонами в конфликте, Марокко предпочло представить свой план крупным западным державам, особенно Франции и США. Эта стратегия направлена на получение международной легитимности при одновременном игнорировании устремлений народа Сахары.

Этот подход явно противоречит юридическому заключению 2002 года Ханса Корелла, тогдашнего юридического советника ООН, который подчеркнул, что эксплуатация природных ресурсов Западной Сахары без согласия сахравийцев является нарушением международного права. Несмотря на это, Марокко продолжает извлекать выгоду из эксплуатации ресурсов региона, часто при молчаливом содействии международных игроков.

Маневр для затягивания конфликта

План автономии не предназначен для разрешения конфликта, а скорее для его затягивания. Продвигая односторонние инициативы, Марокко стремится закрепить контроль над территорией, продолжая эксплуатацию её природных ресурсов. Эта стратегия противоречит многократным призывам ООН провести референдум о самоопределении, предусмотренный соглашением о прекращении огня 1991 года.

Соучастие западных держав

Западные державы, особенно Франция и США, играют ключевую роль в поддержании этого тупика. Франция, постоянный член Совета Безопасности ООН, регулярно блокирует резолюции, критически относящиеся к Марокко. Эта политическая поддержка сопровождается экономическим соучастием, особенно в эксплуатации природных ресурсов Западной Сахары.

Регион богат такими ресурсами, как фосфаты, рыбные угодья и возобновляемая энергия, которые привлекают западные компании. Подписывая соглашения с Марокко, они становятся соучастниками незаконного разграбления сахравийских ресурсов. Например, фосфаты, добываемые на шахтах Бу-Краа, экспортируются через порт Эль-Аюн, находящийся под контролем Марокко, несмотря на осуждение международным сообществом.

Игнорирование прав сахравийцев

Согласно Уставу ООН (статья 73), все несамоуправляющиеся территории должны пользоваться неотъемлемыми правами, включая право свободно решать своё будущее. Предлагая план автономии без прямого участия народа Сахары, Марокко нарушает эти основные принципы, а также резолюции Совета Безопасности (в частности, резолюции 2414 и 2440), которые призывают к взаимоприемлемому решению.

Игнорирование устойчивого решения

Единственное законное разрешение конфликта в Западной Сахаре заключается в проведении референдума о самоопределении, требование которого признаётся на протяжении десятилетий. Попытки обойти это основное право с помощью таких инициатив, как план автономии, лишь затягивают справедливое разрешение конфликта и продолжают страдания народа Сахары.

Заключение

План автономии Марокко 2007 года — это иллюзия, направленная на легитимизацию незаконной оккупации и затягивание неразрешённого конфликта. Как Марокко может претендовать на предложение автономии, не обладая суверенитетом над Западной Сахарой? Суверенитет принадлежит исключительно сахравийскому народу, и только он имеет право решать своё будущее.

Соучастие западных держав, поддерживающих эту инициативу, игнорирует фундаментальные права сахравийцев и способствует несправедливому статус-кво. Устойчивое решение, соответствующее международному праву, может быть достигнуто только путём уважения воли народа Сахары через справедливый и прозрачный референдум.


— Бельгасем Мербах

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Соглашение в области обороны между Алжиром и США: стратегический сдвиг, который вызывает обеспокоенность у Москвы

Недавно подписанный меморандум о взаимопонимании (MoU) между Алжиром и США в области обороны стал значимым событием в двусторонних отношениях двух стран. Несмотря на то, что точные детали соглашения остаются неизвестными, очевидно, что оно направлено на создание механизмов сотрудничества для усиления совместных усилий по борьбе с терроризмом и наркоторговлей в Северной Африке, особенно в стратегически важном регионе Сахеля. Однако это сближение может вызвать обеспокоенность в Москве, которая традиционно была ключевым партнером Алжира и может воспринимать данное развитие событий как изменение стратегических приоритетов Алжира. Стратегический контекст: укрепление военного сотрудничества Как региональная держава и ключевой игрок в борьбе с нестабильностью в Сахеле, Алжир исторически опирался на разнообразные военные партнерства, чтобы сохранить свою стратегическую независимость. Соглашение с Вашингтоном вписывается в эту концепцию, отражая стремление Алжира диверсифицировать свои междунар...

Происхождение кафтана: Алжир отвечает языком наследия

Избегая прямых полемик и громких деклараций, Алжир выбрал дипломатию наследия и процедуру ЮНЕСКО, чтобы косвенно ответить на марокканские утверждения о происхождении кафтана. На 20‑й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия (Нью‑Дели, 8–13 декабря) Алжир подчеркнул подтверждения и обновления элементов, внесённых ещё в 2012 году, укрепляя свою позицию: кафтан — аутентичный элемент алжирской культурной идентичности, признанный в рамках ЮНЕСКО. Процедура как аргумент культурной дипломатии В заявлении Министерства культуры и искусств, опубликованном 11 декабря на официальных каналах, это названо «новой победой» алжирской культурной дипломатии. Сохраняя институциональную сдержанность, коммуникация выделяет два ключевых аспекта: Приоритетность внесения : по данным Алжира, кафтан присутствует в национальных досье с 2012 года, в контексте признания традиционного наследия Тлемсена. Уточнение и расширение : сессия в Нью‑Дели утвердила корректировки —...

Мали: страна, задушенная собственной военной властью

Кадры, поступающие из Бамако за последние 24 часа, поражают: пустые улицы, длинные очереди у закрытых автозаправок, остановленные мотоциклы, усталые лица, измождённые жарой и ожиданием. Город будто застыл, словно сама страна задержала дыхание. За молчанием военных властей скрывается очевидная истина: топливный кризис стремительно усугубляется, день за днём, обнажая глубокую неспособность хунты, захватившей власть, обеспечить население жизненно важным ресурсом — горючим, без которого невозможна ни экономика, ни нормальная жизнь. Страна, взятая в заложники своими правителями Кто мог представить, что в 2025 году поездка всего на двадцать километров от Бамако может стоить человеку жизни? Такова трагическая реальность страны, захваченной военной верхушкой, погружённой в пропаганду и отрицание реальности, оторванной от страданий собственного народа. Нет безопасности, нет электричества, нет топлива — и, возможно, скоро не будет и продовольствия, ведь Мали почти полностью зависит от импорта. ...