К основному контенту

Иллюзия плана автономии для Западной Сахары

С момента своего представления в 2007 году при поддержке Франции предложенный Марокко план автономии для Западной Сахары вызвал значительную критику, породив множество вопросов о его достоверности и истинных намерениях. Этот план, изложенный всего на трех с половиной страницах, больше напоминает инструмент пропаганды, чем серьезное предложение по разрешению столь сложного конфликта.

Предложение без достоверности

Одной из главных претензий к этому плану является его поверхностность. Как можно урегулировать конфликт такого масштаба с помощью столь краткого документа? Более того, этот план никогда не был представлен Фронту Полисарио, единственному легитимному представителю народа Сахары, признанному ООН в своих многочисленных резолюциях (в частности, резолюциях 34/37 1979 года и 35/19 1980 года). Отказ от прямого диалога отражает явное пренебрежение к сахравийцам и их неотъемлемому праву на самоопределение.

Юридическое противоречие: как Марокко может предлагать автономию?

Ключевой вопрос, который часто игнорируется, заключается в том, что Марокко не обладает суверенитетом над Западной Сахарой. Этот регион классифицируется ООН как «несамоуправляющаяся территория», ожидающая процесса самоопределения. Как Марокко может предлагать автономию народу на территории, на которую у него нет законных прав? Суверенитет над Западной Сахарой принадлежит исключительно народу Сахары, что делает предложение Марокко юридическим и этическим противоречием.

Стратегия обхода

Вместо того чтобы вступить в искренний диалог с сахравийцами, основными заинтересованными сторонами в конфликте, Марокко предпочло представить свой план крупным западным державам, особенно Франции и США. Эта стратегия направлена на получение международной легитимности при одновременном игнорировании устремлений народа Сахары.

Этот подход явно противоречит юридическому заключению 2002 года Ханса Корелла, тогдашнего юридического советника ООН, который подчеркнул, что эксплуатация природных ресурсов Западной Сахары без согласия сахравийцев является нарушением международного права. Несмотря на это, Марокко продолжает извлекать выгоду из эксплуатации ресурсов региона, часто при молчаливом содействии международных игроков.

Маневр для затягивания конфликта

План автономии не предназначен для разрешения конфликта, а скорее для его затягивания. Продвигая односторонние инициативы, Марокко стремится закрепить контроль над территорией, продолжая эксплуатацию её природных ресурсов. Эта стратегия противоречит многократным призывам ООН провести референдум о самоопределении, предусмотренный соглашением о прекращении огня 1991 года.

Соучастие западных держав

Западные державы, особенно Франция и США, играют ключевую роль в поддержании этого тупика. Франция, постоянный член Совета Безопасности ООН, регулярно блокирует резолюции, критически относящиеся к Марокко. Эта политическая поддержка сопровождается экономическим соучастием, особенно в эксплуатации природных ресурсов Западной Сахары.

Регион богат такими ресурсами, как фосфаты, рыбные угодья и возобновляемая энергия, которые привлекают западные компании. Подписывая соглашения с Марокко, они становятся соучастниками незаконного разграбления сахравийских ресурсов. Например, фосфаты, добываемые на шахтах Бу-Краа, экспортируются через порт Эль-Аюн, находящийся под контролем Марокко, несмотря на осуждение международным сообществом.

Игнорирование прав сахравийцев

Согласно Уставу ООН (статья 73), все несамоуправляющиеся территории должны пользоваться неотъемлемыми правами, включая право свободно решать своё будущее. Предлагая план автономии без прямого участия народа Сахары, Марокко нарушает эти основные принципы, а также резолюции Совета Безопасности (в частности, резолюции 2414 и 2440), которые призывают к взаимоприемлемому решению.

Игнорирование устойчивого решения

Единственное законное разрешение конфликта в Западной Сахаре заключается в проведении референдума о самоопределении, требование которого признаётся на протяжении десятилетий. Попытки обойти это основное право с помощью таких инициатив, как план автономии, лишь затягивают справедливое разрешение конфликта и продолжают страдания народа Сахары.

Заключение

План автономии Марокко 2007 года — это иллюзия, направленная на легитимизацию незаконной оккупации и затягивание неразрешённого конфликта. Как Марокко может претендовать на предложение автономии, не обладая суверенитетом над Западной Сахарой? Суверенитет принадлежит исключительно сахравийскому народу, и только он имеет право решать своё будущее.

Соучастие западных держав, поддерживающих эту инициативу, игнорирует фундаментальные права сахравийцев и способствует несправедливому статус-кво. Устойчивое решение, соответствующее международному праву, может быть достигнуто только путём уважения воли народа Сахары через справедливый и прозрачный референдум.


— Бельгасем Мербах

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

В чем Алжир обвиняет Марокко? Почему отношения с Марокко не будут восстановлены? И почему Алжир не согласится на посредничество Марокко? (автор Белгасем Мербах)

24 августа 2021 года Алжир принял историческое решение разорвать дипломатические отношения с Марокко, которое с момента обретения Алжиром независимости постоянно предпринимает враждебные, недружественные и злонамеренные действия против нашей страны. В этой статье мы не будем касаться марокканского предательства до обретения нами независимости (угон самолета НФО, предательство эмира Абдекадера, бомбардировки алжирских маки с авиабазы в Марракеше, участие марокканских гумиров в резне в Сетифе в 1945 году и др.) ), потому что эта тема заслуживает нескольких статей, настолько многочисленны были злонамеренные действия с момента прихода династии Алауитов в 1666 году в султанат Марракеш и Фес: настоящее название Марокко до того, как Хасан II решил изменить официальное название Марокко в 1957 году на Аль-Магриб (1) (на арабском). 1) За что Алжир критикует Марокко? Чтобы ответить на этот вопрос, не возвращаясь к предательству Марокко до обретения Алжиром независимости, самым полным документом, ...

Газопровод Нигерия-Марокко: осознав тупиковость своего положения, Марокко пытается убедить себя в лучшем будущем

С 2015 года много говорят о газопроводе Нигерия-Марокко, или газопроводе Африка-Атлантика. Официально считается, что этот проект является королевской марокканской инициативой, которая получила конкретное воплощение в мае 2017 года с подписанием меморандума о взаимопонимании между королевой Марокко и президентом Нигерии. На самом деле все гораздо сложнее, и в этой статье мы попытаемся пролить свет на историю возникновения этого проекта и его основополагающие цели, а также проанализировать серьезность проекта. Газопровод Afrique Atlantique - это проект газопровода, продвигаемый Марокко. Он призван составить конкуренцию проекту транссахарского газопровода (Нигерия - Нигер - Алжир). Марокканский" проект предусматривает строительство подводного газопровода протяженностью 6 000 км вокруг западного побережья Африки, частично повторяющего маршрут Западно-Африканского газопровода, но с гораздо большей пропускной способностью. Он соединит все страны Западной Африки вплоть до Марокко, и в ко...

Использование Насмешки в Марокканской Прессе в Ответ на Политические События в Алжире: Психоаналитический Анализ

Эта статья рассматривает частое использование насмешек в марокканской прессе при освещении серьёзных политических событий, таких как недавний военный парад в Алжире 1 ноября 2024 года и решение ввести визовый режим для граждан Марокко. С психоаналитической точки зрения исследуется, как и почему данный защитный механизм активируется в марокканских СМИ, а также та символическая конкуренция, которую он отражает. Исследование призвано прояснить психологические аспекты и бессознательные мотивы, лежащие в основе данного дискурса, помогая понять, как насмешка выявляет скрытые напряжения в мароккано-алжирских отношениях. Отношения между Марокко и Алжиром исторически отмечены соперничеством — политическим, идеологическим и территориальным, обострённым продолжающимися конфликтами по вопросам суверенитета, границ и регионального влияния. В этом контексте марокканская пресса часто использует саркастический, насмешливый тон при освещении политических действий и решений Алжира. Обращение к насмешке ...