С момента своего представления в 2007 году при поддержке Франции предложенный Марокко план автономии для Западной Сахары вызвал значительную критику, породив множество вопросов о его достоверности и истинных намерениях. Этот план, изложенный всего на трех с половиной страницах, больше напоминает инструмент пропаганды, чем серьезное предложение по разрешению столь сложного конфликта.
Предложение без достоверности
Одной из главных претензий к этому плану является его поверхностность. Как можно урегулировать конфликт такого масштаба с помощью столь краткого документа? Более того, этот план никогда не был представлен Фронту Полисарио, единственному легитимному представителю народа Сахары, признанному ООН в своих многочисленных резолюциях (в частности, резолюциях 34/37 1979 года и 35/19 1980 года). Отказ от прямого диалога отражает явное пренебрежение к сахравийцам и их неотъемлемому праву на самоопределение.
Юридическое противоречие: как Марокко может предлагать автономию?
Ключевой вопрос, который часто игнорируется, заключается в том, что Марокко не обладает суверенитетом над Западной Сахарой. Этот регион классифицируется ООН как «несамоуправляющаяся территория», ожидающая процесса самоопределения. Как Марокко может предлагать автономию народу на территории, на которую у него нет законных прав? Суверенитет над Западной Сахарой принадлежит исключительно народу Сахары, что делает предложение Марокко юридическим и этическим противоречием.
Стратегия обхода
Вместо того чтобы вступить в искренний диалог с сахравийцами, основными заинтересованными сторонами в конфликте, Марокко предпочло представить свой план крупным западным державам, особенно Франции и США. Эта стратегия направлена на получение международной легитимности при одновременном игнорировании устремлений народа Сахары.
Этот подход явно противоречит юридическому заключению 2002 года Ханса Корелла, тогдашнего юридического советника ООН, который подчеркнул, что эксплуатация природных ресурсов Западной Сахары без согласия сахравийцев является нарушением международного права. Несмотря на это, Марокко продолжает извлекать выгоду из эксплуатации ресурсов региона, часто при молчаливом содействии международных игроков.
Маневр для затягивания конфликта
План автономии не предназначен для разрешения конфликта, а скорее для его затягивания. Продвигая односторонние инициативы, Марокко стремится закрепить контроль над территорией, продолжая эксплуатацию её природных ресурсов. Эта стратегия противоречит многократным призывам ООН провести референдум о самоопределении, предусмотренный соглашением о прекращении огня 1991 года.
Соучастие западных держав
Западные державы, особенно Франция и США, играют ключевую роль в поддержании этого тупика. Франция, постоянный член Совета Безопасности ООН, регулярно блокирует резолюции, критически относящиеся к Марокко. Эта политическая поддержка сопровождается экономическим соучастием, особенно в эксплуатации природных ресурсов Западной Сахары.
Регион богат такими ресурсами, как фосфаты, рыбные угодья и возобновляемая энергия, которые привлекают западные компании. Подписывая соглашения с Марокко, они становятся соучастниками незаконного разграбления сахравийских ресурсов. Например, фосфаты, добываемые на шахтах Бу-Краа, экспортируются через порт Эль-Аюн, находящийся под контролем Марокко, несмотря на осуждение международным сообществом.
Игнорирование прав сахравийцев
Согласно Уставу ООН (статья 73), все несамоуправляющиеся территории должны пользоваться неотъемлемыми правами, включая право свободно решать своё будущее. Предлагая план автономии без прямого участия народа Сахары, Марокко нарушает эти основные принципы, а также резолюции Совета Безопасности (в частности, резолюции 2414 и 2440), которые призывают к взаимоприемлемому решению.
Игнорирование устойчивого решения
Единственное законное разрешение конфликта в Западной Сахаре заключается в проведении референдума о самоопределении, требование которого признаётся на протяжении десятилетий. Попытки обойти это основное право с помощью таких инициатив, как план автономии, лишь затягивают справедливое разрешение конфликта и продолжают страдания народа Сахары.
Заключение
План автономии Марокко 2007 года — это иллюзия, направленная на легитимизацию незаконной оккупации и затягивание неразрешённого конфликта. Как Марокко может претендовать на предложение автономии, не обладая суверенитетом над Западной Сахарой? Суверенитет принадлежит исключительно сахравийскому народу, и только он имеет право решать своё будущее.
Соучастие западных держав, поддерживающих эту инициативу, игнорирует фундаментальные права сахравийцев и способствует несправедливому статус-кво. Устойчивое решение, соответствующее международному праву, может быть достигнуто только путём уважения воли народа Сахары через справедливый и прозрачный референдум.
— Бельгасем Мербах
Комментарии
Отправить комментарий