Газопровод Нигерия-Марокко: осознав тупиковость своего положения, Марокко пытается убедить себя в лучшем будущем
С 2015 года много говорят о газопроводе Нигерия-Марокко, или газопроводе Африка-Атлантика. Официально считается, что этот проект является королевской марокканской инициативой, которая получила конкретное воплощение в мае 2017 года с подписанием меморандума о взаимопонимании между королевой Марокко и президентом Нигерии. На самом деле все гораздо сложнее, и в этой статье мы попытаемся пролить свет на историю возникновения этого проекта и его основополагающие цели, а также проанализировать серьезность проекта.
Газопровод Afrique Atlantique - это проект газопровода, продвигаемый Марокко. Он призван составить конкуренцию проекту транссахарского газопровода (Нигерия - Нигер - Алжир). Марокканский" проект предусматривает строительство подводного газопровода протяженностью 6 000 км вокруг западного побережья Африки, частично повторяющего маршрут Западно-Африканского газопровода, но с гораздо большей пропускной способностью. Он соединит все страны Западной Африки вплоть до Марокко, и в конечном итоге часть газа будет экспортироваться в Европу.
Давайте поговорим о генезисе этого проекта и реальных целях, стоящих за ним. Прежде всего, отметим тревожное "совпадение": 7 марта 2015 года "Боко Харам" присоединилась к "Исламскому государству", а в 2016 году королева Марокко посетила Нигерию, чтобы заложить основу для этого проекта. Нам хорошо известны связи между марокканскими наркоторговцами (в основном контролируемыми марокканским королевским дворцом) и террористическими организациями в Сахеле, и это эффективное сотрудничество получило конкретную форму в 2011 году с созданием MUJAO, которая является творением марокканских служб. Присоединение местной террористической группировки "Боко Харам" к международной террористической группировке "Исламское государство" позволило "Боко Харам" перейти под сионистский флаг. Непосредственным следствием этого присоединения "Боко Харам" к ИГ стало ускорение террористических операций на севере Нигерии и в Нигере: ясный сигнал, призванный парализовать транссахарский газопровод и подготовить почву для визита марокканской королевы в Нигерию. После того как транссахарский газопровод был "нейтрализован" "Боко Харам" и ее аколитами из MUJAO, королевская дорога для газопровода Нигерия-Марокко была открыта.
Кто стоял за диверсией на газопроводе Нигерия - Алжир и каковы были ее цели? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть проблемы, связанные с сетями "Франсафрик". Алжир, руководствуясь принципами, которые он унаследовал от своей славной национально-освободительной войны, всегда боролся с империализмом в Африке и во всем мире. Чтобы продолжать утверждать свое господство над Западной Африкой, Франция не могла остаться в стороне от проекта, который мог бы приблизить Алжир к его африканским корням: проект газопровода Нигерия-Алжир - это не просто энергетический проект, он также связан с транссахарским маршрутом (который сам по себе связан с китайским проектом Шелкового пути). Этот транссахарский маршрут долгое время был заблокирован террористическими группировками в Сахеле. Вместо этого транссахарского маршрута в 2016 году был открыт незаконный переход Эль-Гергерат между оккупированной Западной Сахарой и Мавританией: какое совпадение!
Давайте перейдем к французскому, простите, марокканскому проекту 😊 газопровода Нигерия - Марокко. Достоверен ли он? Реалистичен ли он? Выгоден ли он?
Что поражает в этом проекте, так это то, что он проходит через территорию 13 стран, включая Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР), которая поддерживает дипломатические отношения с Федеративной Республикой Нигерия. Как можно представить себе, что этот газопровод может пройти по территории оккупированной Западной Сахары без согласия САДР и с благословения Нигерии? Кроме того, удивляет количество газа, которое Нигерия должна будет бесплатно передать африканским странам, через которые пройдет этот газопровод. Мы называем это правами на проход: эти права на проход оцениваются в 91 % от количества природного газа, который пройдет по этому газопроводу. Наконец, необходимо признать, что страны, через которые пройдет газопровод, очень бедны (как насчет платежеспособности? Должны ли эти страны платить за свой газ?) и политически нестабильны. Вопрос обеспечения безопасности газопровода является серьезным, поскольку по всему его маршруту необходимо будет построить компрессорные станции, которые обязательно будут находиться на суше. Существует также вопрос технической экспертизы: страны, через которые проходит трубопровод, не знакомы с газовой промышленностью, и для того, чтобы трубопровод оставался в рабочем состоянии, необходимо будет обучить инженеров и техников.
Давайте теперь поговорим о более технически обоснованном проекте, это, конечно же, проект транссахарского газопровода между Алжиром и Нигерией через Нигер. Этот проект находится на стадии реализации, технико-экономическое обоснование и исследование возможностей уже завершены. Проект проходит через 2 страны, права прохода крайне сокращены (14%), стоимость реализации проекта вполне разумна, что позволит окупить инвестиции максимум через 2 года. Что касается безопасности, то за последние два года или около того Нигерия одержала важные военные победы над «Боко Харам», особенно на севере Нигерии. На сегодняшний день северный регион Нигерии находится в полной безопасности, остатки террористической группировки «Боко Харам» присутствуют в приграничной зоне с Камеруном. В Мали мы все стали свидетелями прихода России в качестве стабилизирующей силы на юге Мали, на севере Мали алжирская армия выполняет работу вместе со своим малийским коллегой. Что касается Нигера, Алжир будет нести ответственность за безопасность газопровода, который пройдет через Нигер, в то время как наша армия обучает своих коллег в Нигере. Наконец, Алжир, как газовая страна, обладает всем техническим и коммерческим опытом для переработки 30 миллиардов кубометров газа, которые будут отправляться каждый год. Финансирование также не представляет проблем, поскольку Алжир, как и Нигерия, имеет возможности долевого финансирования. Однако следует отметить растущий интерес ряда европейских стран, несколько стран выразили желание принять участие в этом проекте (например, Германия и Польша). Это контрастирует с французским проектом, который не может найти финансирования.
Наконец, я позволю вам взглянуть на эту сравнительную таблицу, которая дает информацию о серьезности и осуществимости проекта, продвигаемого Францией и ее марокканским вассалом:
Комментарии
Отправить комментарий